Выставка «Этноджинс»: все оттенки индиго (из собрания Российского Этнографического музея)

Выставка была открыта до 10 марта 2014 года
выставка
Рейтинг
поставьте оценку первым!

Выставка представит около 100 экспонатов середины XIX – начала XX вв. Это текстиль, головные уборы, одежда, обувь и предметы интерьера народов России, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Таджикистана и др.

В текстильном собрании Российского этнографического музея выделяется  группа памятников, цвет и фактура которых определяет их сходство с джинсовыми изделиями.

Понятие «этноджинс» возникло неслучайно. Известно, что джинсовая ткань производится из плотного хлопка, который окрашивается в насыщенный синий цвет красителем индиго, что позволяет использовать термин «джинсовый» в том числе и в этнографическом аспекте.  Разнообразные детали костюма, аксессуары, элементы интерьера характеризуют развитие данной текстильной традиции у народов России и сопредельных государств. Задолго до появления легендарных джинсов одежда цвета, ставшего культовым, присутствовала в гардеробе  представителей разных культур. Время бытования большинства демонстрируемых на выставке экспонатов – середина XIX-начало XX вв. совпадает с появлением джинсов. Брюки из коричневой парусины, созданные в 1853 г.  американцем Леви Стpауссом и названные им «комбинезоном без верха», заметно отличались от последующих образцов из денима (ткани «из Нима»). Благодаря прежде всего этому материалу, в общественном сознании прочно утвердился образ классических джинсовых изделий, отличительной чертой которых является грубоватая плотная материя синего цвета – цвета индиго.  Использование этого красителя обеспечило визуальное сходство традиционного и современного джинсового текстиля.
Считается, что индиго – «король» красителей. Примерно 1500 лет до н. э. в Древнем Египте использовали листья индигофера (Indigofera heguminosae), из которых выделяли природный краситель индиго. Название происходит от латинского «Indikus», что означает «индийский». В Индии он был известен более 4000 лет назад, а оттуда по торговым путям попал в Европу.

У каждого народа существует собственная история использования индиго. Так, например, у некоторых тюркских народов синий цвет присутствовал в похоронной или свадебной одежде. Он воспринимался как небесный, священный, обетованный, заветный, исконно чистый, высший. Конопляные и льняные ткани синего цвета прочно утвердились в культуре славянских и финно-угорских народов. Из так называемой «синюхи» шили и будничную, и праздничную одежду, головные уборы. Синий цвет в костюме являлся и возрастной символикой, указывая на преклонный возраст человека. Для народов Дальнего Востока использование универсального красителя также являлось традиционным.

Знаменитые набойчатые ткани синего цвета издавна известны русским, украинцам, армянам, азербайджанцам, узбекам, таджикам, мордве и др. Набойка, самая дешевая из всех разновидностей узорных тканей, широко применялась в быту. Ее использовали, прежде всего, для изготовления одежды, предметов убранства жилища: скатертей, полотенец, занавесок и т.п. Подобный орнаментальный прием вполне соотносим с современными набивными рисунками – prints – на дениме.
Непрочность окраски (натуральный индиго не является прочным красителем) приводила к неизбежным потертостям  на тканях, что еще больше добавляло традиционной одежде конца XIX – начала ХХ вв. сходства с популярным в настоящее время предметом гардероба. 
       
Особую группу текстильных памятников на выставке составят предметы одежды, сшитые из полосатой или клетчатой ткани в сине-белой гамме. Этот эффект достигался в результате использования в процессе тканья нитей двух цветов: натурального (или отбеленного) и синего.

Возможно, текстильная  коллекция музейных памятников всех оттенков индиго подарит оригинальные идеи и явится для российских джинсовых брендов стимулом для творчества и дизайнерских экспериментов.

На выставке для посетителей будет показан видеофильм, сопровождающийся текстом.
В рамках выставки разработана культурно-образовательная программа.

Куратор выставки – Кислуха Людмила Фёдоровна, главный хранитель Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

Заявки на экскурсии и занятия принимаются по тел. 65 35 34

Показать еще ▼
)) ?>