Север в творчестве художников ХХ века

Выставка была открыта до 30 октября 2010 года
выставка
Рейтинг
поставьте оценку первым!

Архангельский областной музей изобразительных искусств в 2010 году отмечает 50-летие со дня образования. К этой знаменательной дате музей готовит серию выставок, посвященных искусству ХХ века, целью которых является показ собственной коллекции живописи и графики, всего того, богатейшего художественного материала, собранного за эти годы сотрудниками музея. Первой в череде таких выставок стала представленная экспозиция, посвященная теме Севера в произведениях художников второй половины ХХ века. Северная тема всегда была одной из ведущих, в нашей собирательской работе, и это во многом делает наше собрание интересным и запоминающимся.

На протяжении всех лет музей старался и старается поддерживать связь с теми современными мастерами, кого интересовал и волновал Русский Север. Как известно, многие советские мастера, продолжая традиции своих дореволюционных предшественников, черпали вдохновение на Русском Севере. Ему посвящали свои произведения К.А. Коровин, А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, А.А. Рылов, А.А. Борисов и другие художники конца Х1Х – начала ХХ века, открывшие живописную красоту этого края. Русских художников привлекали на Севере нетронутые родники народной поэзии и черты национальной самобытности в пейзаже, архитектуре и быту. Интерес к Северу не угасает и сегодня.

Большой коллекцией живописных и графических работ представлено в нашем собрании творчество В. В. Рождественского. В дореволюционное время он входил в известное объединение «Бубновый валет». К началу 1920-х -1930-х годов из ниспровергателей устоев и бунтарей «бубнововалетцы» превратились в хранителей вечных ценностей живописи. В их творчество вошли новые темы. В советском искусстве

Рождественский предстал как своеобразный мастер пейзажной живописи. В 1930-е годы он много и плодотворно путешествовал по Северу. Наиболее значительная из его картин – «Беломорская путина. Колхозный лов семги» (1938-1948), написанная по материалам поездки на Летний берег Белого моря, в село Лопшеньгу. И в этой картине, и в пейзажах «Белая ночь на Пинеге» (1930-е), «Нижм-озеро. Голубой день»(1932) и других художник создал возвышенный и слегка романтизированный образ Севера и его людей.

Северная тема с новой силой завладела вниманием художников уже в послевоенные годы, особенно в конце пятидесятых. Увлечение этой темой, дающей возможность приобщиться к самим истокам национальной культуры, сохранившимся в наших краях, коснулось многих художников. Для некоторых из них Север стал главной темой творчества. Это В.Ф. Стожаров, Игорь Попов, Д.А. Косьмин, Н.И.Андронов, В.Е. Попков, Ким Бриттов, К.И. Калинычева, Г.С. Мызников.

Для архангельских художников разных поколений Север всегда был любимым «героем», и художники, жившие и живущие здесь, никогда не были равнодушны к его неяркой и неброской красоте. Ярче всего талант северных художников старшего поколения раскрылся в пейзажной живописи, именно она наиболее близка их мироощущению. Бесконечное многообразие состояний природы являлось для них одним из наиболее благодарных способов выражения самых различных чувств и настроений. Представленные на выставке произведения Дмитрия Ширяева, Ивана Котова, Фёдора Фатьянова является тому ярким подтверждением.

Архангельские художники 1970-х-1990-х открывали свой Север. Их творчество развивалось в русле новых тенденций и отмечено поиском новых средств выразительности и образного живописного языка. В то же время художники и этого поколения, как и их предшественники совершали многочисленные творческие поездки по отдаленным уголкам Севера – Борис Копылов, Сергей Шадрунов.

К каким бы жанрам и темам, связанным с Севером не обращалось сегодняшнее поколение художников – это всегда размышления о смысле жизни человека на земле, о проблемах не сиюминутных, а вечных во все времена. Это мы видим в работах Николая Федорова, Марины Григорьевой, и в произведениях Зои Шадруновой.

Показать еще ▼
)) ?>