Выставка "Северная икона. Наследие храмов Поморья, Холмогорской земли, Каргополья, Северного Поонежья ХVI-ХVII веков"
6+

Выставка была открыта до 1 января 2023 года
живопись
Рейтинг
проголосовало 3 человека

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляет выставку произведений древнерусской живописи из собрания музея «Северная икона. Наследие храмов Поморья, Холмогорской земли, Каргополья, Северного Поонежья ХVI–ХVII веков».

Коллекция отдела древнерусского искусства Музейного объединения насчитывает свыше пяти тысяч произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIV–XIХ веков. Основная её часть сформировалась в результате обследования памятников архитектуры на территории Архангельской области в 1960 – 1980-е годы ХХ века. Активная собирательская деятельность музея и труд реставраторов позволили уже в 1966 году создать первую постоянную экспозицию отдела древнерусского искусства, а в 1975 году в новом музейном здании была открыта вторая, расширенная экспозиция, включающая более восьмидесяти произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства. По мере увеличения количества отреставрированных икон, формировались тематические комплексы, которые были представлены на разных выставках. Наиболее крупные – «Северные письма» (Государственный исторический музей, 2000 г.), «Наследие Холмогорской земли» (Архангельский музей изобразительных искусств, 2011 г.), «Иконы Каргополья. Возрождение» (Российская Академия Художеств, 2018 г.; Архангельский музей изобразительных искусств, 2019 г.).

На выставке «Северная икона. Наследие храмов Поморья, Холмогорской земли, Каргополья, Северного Поонежья ХVI–ХVII веков» показаны памятники древней иконописи основных художественных центров Русского Севера. Произведения живописи, создававшиеся на обширных территориях Русского Севера, объединены общим названием – «северные письма». Они и составляют большую часть иконописной коллекции музея. Это как произведения профессиональных иконописцев крупных северных городов и монастырей, так и крестьянских мастеров. Иконы писали в различных регионах Русского Севера: в Поморье и на Двине, в Каргополье и на Онеге. Центрами иконописания были города и посады – Холмогоры, Каргополь, Архангельск, а также монастыри – Соловецкий и Антониево-Сийский.

В экспозиции наследие храмов Поморья представлено выдающимися произведениями древнерусской живописи, вывезенными из сёл Луда и Нёнокса. В них сохранились попавшие на Север произведения мастеров Новгорода, Ростова и Москвы. Ярким примером памятника новгородского круга является икона «Св. Власий, Флор и Лавр» первой половины ХVI века. Ориентация на традицию Ростова хорошо видна в иконах «Введение во храм, с деисусным чином и избранными святыми» второй половины ХV века и «Богоматерь Одигитрия» первой половины ХVI века из деревни Луда.

Традиции иконописных школ центральной Руси легли в основу северного иконописания, но с XVI века здесь формируются местные художественные традиции. В ХVII веке самобытные черты северных икон, отличающихся стилистическим многообразием, проявляются особенно ярко. Об этом свидетельствуют иконы «Чудо Георгия о змие» и «Апостольская проповедь», а также житийные иконы, посвящённые преподобному Антонию Сийскому и святым мученикам Флору и Лавру.

Холмогоры были крупным художественным центром конца ХVI – первой половины ХVIII века. Это древний административный и культурный центр большого региона, расположенного вдоль Северной Двины. В ХVI–ХIХ веках здесь процветало искусство живописи, скульптуры, оформления книг; развивались многочисленные художественные ремесла: серебряное, кузнечное дело, резьба по дереву и кости.

В собрании музея находятся значительные комплексы икон из многих церквей холмогорской округи. О ранней холмогорской живописи можно судить по иконам конца XVI века: «О тебе радуется» и «Благовещение» с Ухтострова, праздничному чину из села Быстрокурье, а также по «Царским вратам», где наряду с «Благовещением» изображены в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Такие врата представляют более древний иконографический тип, чем врата с изображением Евангелистов.

На протяжении ХVII – первой половины ХVIII века в Холмогорах работала многочисленная артель иконописцев. Деятельность её активизировалась в 1682 году с учреждением Холмогорской и Важской епархии с центром в Холмогорах. К произведениям этой мастерской первой трети XVIII века относятся «Царские врата» с изображением Евангелистов и икона «Богоматерь Иверская, с чудесами», представленные на выставке.

Каргополье – крупный регион, который географически занимает промежуточное положение между Обонежьем и Вологодскими землями. Большое количество икон, дошедших до наших дней, свидетельствуют о богатейшем наследии Каргопольской земли. К ранним иконам, созданным в первой половине ХVI века относятся: праздничный чин из села Лядины – в них прослеживаются ещё традиции Ростова, и «Святитель Николай» из села Астафьево, отличающийся высоким профессионализмом исполнения и выразительностью образа.

В иконах ХVII–ХVIII веков более ярко выражена связь с народным искусством. Среди них выделяются самобытные «крестьянские письма» – иконы, происходящие из знаменитых деревянных храмов в Ошевенском, Саунино, Лядинах. Особый интерес представляет группа икон, большинство из которых происходит из церкви Богоявления Господня села Ошевенское: «Рождество Иоанна Предтечи», Деисусный, Праздничный и Пророческий чины, «Священномученик Власий» и «Святитель Николай, с избранными святыми» – все конца XVII века. Эти иконы отличает яркая цветовая палитра, плотный красочный слой и насыщенные композиции. Персонажи часто наивны, но всегда эмоциональны и выразительны. Для каргопольских икон характерна также богатая орнаментация.

На выставке отдельную группу составляют иконы Северного Поонежья ХVII – первой половины ХIХ века. Северное Поонежье – часть бассейна реки Онеги, её нижнее течение – от села Турчасово до Белого моря. Примером живописи Поонежья являются иконы: «Происхождение честных древ креста Господня» и «Рождество Богородицы» – середины ХVII века из деревни Пияла; «Великомученица Екатерина, со сценами жития», «Преполовение» и «Успение» – из праздничного чина конца ХVII – начала ХVIII века, «Видение Иоанна Лествичника» первой половины ХVIII века из деревни Сырья. Следует отметить, что на иконе «Рождество Богородицы» представлена редко встречаемая иконография: в центре композиции, на фоне храма помещена сцена «Ласкание Богоматери», где Иоаким протягивает руки к младенцу, которого держит на руках Анна.

Значительный вклад в историю северной живописи середины XVIII – начала XIX века внесли мастера иконописной артели И.И. Богданова-Карбатовского, которые работали и на Онеге, и в Каргополье. Иван Иванов Богданов-Кабатовский (1716–1801), долгие годы возглавлявший артель, был большим мастером и талантливым иконописцем, о чём свидетельствуют созданные им иконы «Благовещение» (1798) и «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, со сценами жития» (1800) – обе из Троицкой церкви деревни Мондино. Для этих икон характерна сложная, многоплановая композиция, насыщенная цветовая палитра, богатая орнаментация и сложные архитектурные фоны.

Выставка «Северная икона. Наследие храмов Поморья, Холмогорской земли, Каргополья, Северного Поонежья» позволяет оценить художественные качества северной иконописи, её самобытность и стилистическое многообразие, обусловленное особенностями исторической жизни и культурными связями региона.

Показать еще ▼
)) ?>