Немеркнущие краски русской эмали

Выставка была открыта до 15 ноября 2013 года
выставка
Рейтинг
поставьте оценку первым!

В «Ночь музеев» для любителей и истинных ценителей искусства Старинный особняк на Набережной приготовил настоящий подарок. Впервые в Архангельске уникальная выставка русской эмали XIX века из собрания Музейного объединения и частных коллекций Москвы.

18 мая в 21.30 в рамках международной акции «Ночь музеев» состоится торжественное открытие выставки ««Немеркнущие краски русской эмали» в Старинном особняке на Набережной, 79.

Название выставки «Немеркнущие краски русской эмали» выбрано не случайно, оно говорит о самой сути и ценности эмали, краски которой веками сохраняют свежесть и яркость.

Русская эмаль! Эти слова вызывают в воображении нарядные шкатулки, чаши, табакерки, неповторимые по своей красоте иконы, складни, кресты, поверхность которых украшена ярким узором; блеск и яркость его, богатство и красочность цветовой гаммы, чистота и прозрачность тонов спорят с драгоценными камнями искусной огранки. И сегодня предметы, созданные мастерами XIX века, предстают перед нами во всем своем многообразии и великолепии.

На выставке представлены разные техники эмали - эмаль по серебру, живописная эмаль и эмаль по медному литью.
Эмаль по серебру достойно представляет коллекция серебряных портсигаров, изысканно украшенных цветной эмалью и золочением.

Во все времена портсигар много рассказывал о своем владельце. Он был своеобразной визитной карточкой. Глядя на сигарную коробочку можно было без труда рассказать о положении в обществе, образовании и благосостоянии его владельца. Такая вещь считалась достойным подарком. Часто для такого случая на портсигаре делали гравированную надпись. На одном из портсигаров, некогда принадлежавшем известному актеру Малого театра Федору Петровичу Гореву, можно увидеть такую памятную надпись.

Традиция пасхальных даров в предреволюционной России пережила подъем, связанный с расцветом ремесел. Для известных ювелиров тема пасхальных яиц была нескончаемым источником вдохновения. Нарядное яйцо-шкатулка, представленное на выставке, изготовлено одним из таких ювелиров - Иваном Петровичем Хлебниковым.
Фирма «BOLIN» занимает совершенно особое место в истории русского ювелирного искусства. Она была создана в конце XVIII столетия и на протяжении двухсот лет служила шести российским императорам. В экспозиции представлена записная книжка из нефрита и серебра, созданная мастерами этой знаменитой фирмы.
Украшением экспозиции является серебряный чайный сервиз фабрики Марии Семеновой и столовые приборы, искусно расцвеченные эмалью.
Ценители русского серебра по достоинству оценят тончайшую работу мастеров фирм Маршака, Немирова-Колодкина, Поставщиков Высочайшего Двора его Императорского Величества Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова и других. Клеймо любого из этих ювелиров означало высочайшее качество.
Шоколадница, изготовленная в XVIII веке на знаменитой Севрской мануфактуре, является прекрасным образцом эмалевой росписи по фарфору. На фоне розового цвета, который получил название «розовый Помпадур» в честь фаворитки короля Людовика XV мадам Де Помпадур, тонко выписан портрет Марии Антуанетты.
Фарфор никогда не забывал своего китайского происхождения. В XIX веке вновь возвращается мода на китайские мотивы. Шоколадница и ваза с эмалевыми росписями в стиле «шинуазри» яркое тому доказательство.

Особое место в экспозиции занимают памятники медного литья - кресты, иконы и складни, искусно украшенные цветной эмалью. Рельефные изображения на меди в миниатюрных размерах, относятся к особой разновидности скульптуры - мелкой пластике.

Удивительным образом эти небольшие предметы вместили в себя всю тысячелетнюю историю христианства в России. В них отразилась и древнее византийское происхождение, и огромное влияние Византии на культуру Древней Руси, они являются яркой иллюстрацией истории Русской церкви времен «раскола».
На выставке представлено большое разнообразие композиционных форм и иконографических типов мелкой пластики. Среди экспонатов выставки - один из самых распространенных видов медного литья - трехстворчатый складень «Деисус».

Отличительной чертой духовной жизни русского народа является особое почитание Богоматери. Ее Образ бесконечно дорог русскому православному человеку, который считает Ее стоящей ближе всего к Богу и в то же время к себе самому, немощному и грешному.
В экспозиции посетители увидят уникальную икону «Богоматерь «Знамение» последней четверти XIX века в серебряном окладе, украшенном эмалью и золочением.
Настоящей опорой земли Русской всегда были святые, глубоко почитаемые народом,
к которым обращались со своими горестями и радостями, со словами молитвы. На выставке представлены иконы Святителя Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых на Руси святых; икона «Огненное восхождение Ильи Пророка», от которого ждали избавления от засухи и пожаров; иконы с изображением преподобного Нифонта и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и других.

На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов, в особенности меднолитых. В экспозиции - напрестольные кресты «Распятие» и киотный крест «Распятие с предстоящими», специально предназначенный для домашнего алтаря или киота.

Существенно обогатили выставку старинные книги - Евангелие XVIII века с эмалевой накладкой и нарядно декорированные Псалтыри XIX века.
Все вместе экспонаты представляют не только художественную ценность, но и духовную, поскольку олицетворяет связь времен, связь с нашими далекими предками.
О выставке можно сказать словами Карамзина, что она «благоприятствует любви к Отечеству и нравственной силе народа».


К выставке издан каталог.


Показать еще ▼
)) ?>