Выставка "Долгая выдержка"
6+

Выставка была открыта до 1 декабря 2023 года
история
Рейтинг
проголосовал 1 человек

Новый выставочный проект Северного морского музея "Долгая выдержка" посвящен 140-летию Николая Васильевича Пинегина – выдающегося полярника, художника, фотографа, кинодокументалиста, писателя, участника первой русской научной экспедиции к Северному полюсу 1912-1914 гг. Опираясь на личную историю Пинегина, мы расскажем об удивительной эпохе, когда Арктику покоряли на парусных шхунах романтики и художники.
Судьба и творчество Пинегина – пример жизни человека неоднозначной, но очень яркой эпохи. В ней, как в зеркале, отразились все трагические и героические события, произошедшие в России в первой трети ХХ века: юношеские скитания по стране, романтическое увлечение Севером, работа на Дальнем Востоке, знакомство и дружба с Г.Я. Седовым. Кстати, в 1912 году Пинегин получил сразу два предложения об участии в полярной экспедиции — от Владимира Русанова и Георгия Седова. Приняв приглашение последнего, он определил свою судьбу навсегда. После возвращения был мучительный поиск себя, сначала во время службы на Черноморском флоте, а затем в эмиграции, где он вошел в круг известных деятелей культуры русского зарубежья.
В 1923 году – возвращение на Родину, где Пинегин с головой уходит в работу по изучению Арктики. Уже через год совместно с Б.Г. Чухновским он совершает первые рекогносцировочные полеты над Новой Землей. В 1925 Пинегин разрабатывает планы исследования Северной Земли, издает дневники полярных экспедиций, трудится в Арктическом институте. В 1927-1930 гг. проектирует, строит и возглавляет полярную станцию на Ляховских островах, в 1931 году участвует в первой туристической экспедиции на Землю Франца-Иосифа, в 1932 году руководит экспедицией на "Малыгине", поставившей рекорд самого северного свободного плавания на широте 82°27', готовит и публикует новые книги, редактирует научные журналы, практически в одиночку создает Музей Арктики. В 1935 году Пинегин попадает в жернова политических репрессий и отправляется в ссылку в Казахстан, откуда при помощи друзей В. Визе и К. Федина возвращается назад в Ленинград, где до конца своих дней продолжает активную литературную и просветительскую работу.
Н.В. Пинегин сыграл ключевую роль в сохранении и популяризации наследия экспедиции Г.Я. Седова. Участие в ней в качестве историографа, фотографа - важнейшее событие в его жизни. Он первым запечатлел на кинопленку Русскую Арктику!
Именно Пинегин, живший во второй половине 1930-х в знаменитом «Писательском доме» №9 на канале Грибоедова в Ленинграде, стал тем уникальным источником, из которого черпал информацию об Арктике его сосед — Вениамин Каверин — при написании главного приключенческого романа советской эпохи "Два капитана".
В течении экспедиции Седова Николаем Васильевичем было сделано более 1 000 снимков, отсняты километры кинопленки, подготовлено множество картин и этюдов. Особое значение имеют стеклянные цветные диапозитивы, вручную раскрашенные профессиональным художником Пинегиным, специально для демонстрации с помощью т.н. «волшебного фонаря» - аппарата для проекции изображений. "Туманные картины" представляли далекую Арктику в цвете и сопровождали выступления Н.В. Пинегина в Архангельске, Петрограде и Москве... Эти диапозитивы долгие годы сохранялись в семье художника, а в 1992 году были переданы вдовой Николая Васильевича – Еленой Матвеевной Пинегиной в фонды Северного морского музея. Впервые изображения всей коллекции, состоящей из 106 стеклянных пластин, представлены на настоящей выставке.

Кстати, у посетителей будет возможность самим "зарядить" "волшебный фонарь"...

Название проекта - «Долгая выдержка» - несет три важных смысла. Во-первых, это буквальное название элемента фотографического процесса - интервала времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала. Долгая выдержка традиционно используется для передачи течения времени в кадре. И это отсылает нас ко второму смыслу названия – длительным зимовкам в условиях полярной ночи, для которых, конечно требуется «долгая выдержка». И третий смысл названия заключен в том, что фактически впервые весь массив этих снимков представлен публике спустя 110 лет после того, как они были сделаны, и это уже долгая выдержка в пространстве и времени.

При всем многообразии своей деятельности и кипучей энергии, регулярно отправлявшей его в далекие края, Николай Васильевич всегда трепетно относился к своей семье и близким, ценил домашний уют и был истинным русским интеллигентом. При подготовке выставки важную роль сыграли новые документы и фотографии, открытки и рукописи, любезно переданные наследниками Николая Васильевича Пинегина и исследователями его биографии. Они помогли существенно расширить наши представление о жизни и творчестве выдающегося человека и исследователя!

География пинегинской судьбы обширна - Елабуга и Прага, Казань и Берлин, Константинополь и Севастополь, Харбин и Мурманск, Санкт-Петербург и Москва, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, Ляховские острова. Однако Архангельск в его биографии - город особый. Именно отсюда начинался его путь к Северу. Отсюда, вместе с Седовым, он ушел в самую важную экспедицию своей жизни. Позднее, в 1930-е годы, он еще дважды уходил в Арктику из Архангельска. Здесь жили и до сих пор живут его родственники. Здесь о нем помнят.

Выставка – очередная «экспедиция» в мир Арктики Николая Васильевича Пинегина, только сейчас это возвращение к публике, возвращение к хорошо знакомому архангельскому причалу.

Помните, как у Мандельштама:
"...Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный".

Показать еще ▼
)) ?>