KAOS Protokoll (Швейцария)

Концерт прошел 10 декабря 2013 года
Рейтинг
поставьте оценку первым!

KAOS Protokoll (Швейцария) в Джаз-Мастерской:

  • Бенедикт Виланд (Benedikt Wieland) — бас, клавишные, компьютер
  • Фло Райхле (Flo Reichle) — ударные
  • Марк Штуки (Marc Stucki) — тенор- и сопрано-саксофоны

KAOS Protokoll настолько далеки от джаза, насколько это вообще неизбежно для современного европейского импровизирующего состава. Никто уже давно не играет стандартов, да и сама классическая форма джазового взаимодействия в ансамбле перестала быть интересной молодому поколению. Что интересно вместо этого? Либо поп-культура, либо современное варево из стилей и приёмов, в котором можно неожиданно для себя открывать самые неожиданные узнаваемые фрагменты из самых неожиданных областей. И именно этим варевом и занимается «протокол». Кто-то назовёт их музыку джазом, потому что ему будет трудно проигнорировать импровизирующий саксофон; кто-то — роком, потому что манера игры басиста и его энергетика вполне читаемы; кто-то — едва ли не индастриалом или саундскейпом, потому что в определённый момент группу кинет и в эту крайность. Да что там, порой коллектив может дойти и до прямых ассоциаций с трип-хопом и drum’n'bass — но это вопрос не столько музыкальной всеядности, сколько неизбежности впитывания всего многообразия влияний современной музыки. У музыкантов «Протокола», в отличие от многочисленных компиляторов, однозначно есть свой собственное направление и своё видение всего происходящего: жёсткий, временами агрессивный, технически виртуозный и плотный пауэр-джаз, ни в малейшей степени не заигрывающий с аудиторией и обеспечивающий правду-матку в первозданном виде. Бас Бенедикта Виланда будет звучать так, что никто не усомниться — подключен ли сабвуфер; саксофон Марка Штуки зайдётся на высокой или низкой ноте так, что многие схватятся за уши; а барабаны Фло Райхле , который до нужного момента просто обеспечивает ритм, рано или поздно более чем убедительно объяснят, что такое, собственно, этот самый ритм в его первоначальном, животном виде.

Свой первый альбом участники трио назвали «Quick & Dirty», то есть «быстрые и грязные». Недурная самоирония для людей, которых можно упрекнуть в чём угодно, кроме непродуманности материала и отсутствия в нём скрупулёзно выверенной драматургии. Проработка деталей у «Протокола» напоминает лучшие работы Фрэнка Заппы, Джона Зорна и The Bad Plus.

В 2013-м KAOS Protokoll стали номинантами на ZKB Jazzpreis — престижной швейцарской награды для молодых коллективов. Не лауреатами, а именно финалистами: жюри, видимо, сумело оценить тот факт, что от джаза даже в его сегодняшнем понимании группу увело достаточно далеко. Но, с другой стороны, не дальше, чем тех же Заппу и Зорна — для которых стилистическая неопределённость является достоинством, а не недостатком.

Показать еще ▼
)) ?>