Выставка "Борис Лукошков. Север. Вдохновение. Любовь"
6+

Выставка была открыта до 10 октября 2022 года
графика живопись
Рейтинг
поставьте оценку первым!

Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера" представляет выставку "Север. Вдохновение. Любовь", посвящённую 100-летнему юбилею большого мастера и талантливого русского художника Бориса Степановича Лукошкова (1922–1989), Заслуженного художника России.

В состав выставки вошли произведения живописи и графики, созданные в период 1950-1980-х годов: от ранних академических рисунков и живописных этюдов периода учебы в художественном училище до зрелых произведений мастера из собрания Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" и коллекции Светланы Братковской, дочери художника.

Борис Лукошков родился в деревне Нюнегская Шенкурского района Архангельской области. С детства мечтал стать художником. К этой цели он шёл долго. Окончил школу в Шенкурске. Служил в Красной Армии. В 1941 году, девятнадцатилетним юношей попал на фронт.

В 1949 году поступил в Ленинградское художественное училище. По окончании, в 1954 году, продолжил учебу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, но последствия тяжелых ранений не позволили продолжить учебу. После года академического отпуска он принял решение закончить учёбу и уехать к себе на родину. Начался самостоятельный путь, который не мог быть ровным и гладким в силу мятежного духа самого художника, и он, человек большой природной одаренности, сам «строил» творческую судьбу.

Имя Бориса Лукошкова неразрывно связано с историей развития архангельской графики. Наиболее ярко его талант раскрылся в технике линогравюры. Успехами в работе над ней он был обязан, прежде всего, поискам собственного стиля: выработал собственные приемы гравирования и печати, часто работал без подготовительного рисунка, резал линолеум с натуры, считая, что так выявляются все достоинства этой техники.

Тематика ранних листов художника была связана с его родными шенкурскими местами, а более частый и любимый мотив - облик деревни, рыбацкого посёлка, причалов, улиц. Гравюры привлекают строгим изяществом и лаконизмом. В них автор умело сочетал тёмные пятна с ритмом светлых линий, что придавало линогравюрам лёгкий серебристый колорит и тональное богатство. Гравюры "Бакенщики" и "Створы" получили высокую оценку и были представлены на Всесоюзной юбилейной художественной выставке, посвящённой 50-летию Советской власти в Москве в 1967 году. Позднее художник начал "высветлять" свои работы, не оставляя больших плоскостей тёмных пятен и отдавая предпочтение тонкой ажурной сетке лёгких, непринужденных штрихов или размеренным ритмам светлых линий: "Речка Царева", "Доброе утро, Серёженька".

Одновременно с графикой художник много работал в живописи. Путь к картине оказался для него более долгим и сложным, чем к гравюре; менялись не только темы, но и манера, стиль письма, образный строй, цветовые решения. Ранние работы, написанные в традиционной реалистической манере, раскрывали тот мир, в котором художник родился и окружал его с детства, мир, который был особенно близок и понятен. Ему удалось по-своему почувствовать Север и создать собственный стиль в северном пейзаже.

В середине 1960-х годов Лукошков обратился к теме Гражданской войны на Севере. В 1967 он пишет картину "Северодвинцы. 1918 год", ставшую одной из самых значительных произведений, посвящённых этой теме. К ней он выполнил триста этюдов, которые сейчас представляют самостоятельную ценность. Это лица, характеры земляков, детей и внуков тех, кто в то далекое время защищал родные места. Продолжением этой героической темы стали работы "Клятва", "Сыновья" и др. Картины носят романтический характер, напоминающий песни гражданской войны и воспринимаются как красивые, наполненные глубокой правдой легенды о юности наших отцов. "Мне хотелось написать людей из того далёкого времени, которые виделись мне легендарными богатырями из русских былин", - писал художник.

В 1970–1980-е годы искусство архангельских художников отмечено поисками новых выразительных средств в живописи. Лукошков, как художник ищущий, интересующийся современными тенденциями откликается яркими живописными работами. Меняется стилевой язык, неожиданными становятся композиции полотен, в работах очевидна изобразительная и живописная свобода и широта письма, при этом сохраняется его авторская узнаваемость. Многие пейзажи этого периода запоминаются различным цветовым состоянием огромного неба, нюансами одного ведущего цвета. В его работах в полную силу звучат различные оттенки красного цвета, пылающего огненным жаром, как в натюрморте "Брусника".

Борис Степанович Лукошков отразил в своем многообразном творческом наследии свою безграничную любовь к родному краю, к Русскому Северу, где он родился, жил и работал.

Выставка организована при поддержке Министерства культуры Архангельской области и Архангельской региональной организации ВТОО "Союз художников России".

Показать еще ▼
)) ?>